Концертное видео

11 июля 2008 г. "Славянский базар 2008"

III фестиваль музыки Астора Пьяццоллы "Libertango". Барнаул 2008

Интервью Витебского телевидения с октетом балалаек "Витебские виртуозы"

Статистика

Просмотры материалов : 151563
Сейчас 22 гостей онлайн

Нас объединил октет

Октет балалаек в моей жизни - самое главное. Да, наверное, так думают все, кто в нем играет.

В 2008 году мы отпраздновали юбилей - 35-летие. Сколько за эти годы было смотров, выступлений, поездок! Работали на общественных началах, и никогда не угасал энтузиазм. Октет помогает нам в педагогической работе, поддерживать коллектив, уступать дорогу молодым талантам. Верю, что ученики продолжат наше дело, и октет балалаек еще долго будет жить и радовать ценителей музыки.

Тамара Шафранова, заслуженная артистка Беларуси

Русская балалайка современна и в XXI веке PDF  | Печать |  E-mail
21.08.2012 00:26

Матрёшки, самовары, валенки и, конечно же – балалайки. Это то, что всегда являлось приметой русской народной культуры, образа жизни и быта. Казалось бы, время неумолимо берёт своё: идут годы, меняется мир, и старая Русь постепенно, но безвозвратно уходит в прошлое. Всё меньше делается матрёшек, валенок, самовары уступили своё место электрочайникам, а балалайку давно вытеснила модная гитара.

Но не так всё безнадёжно. То появятся новые матрёшки в образе политических деятелей и других персонажей, то вновь наводнят магазины и рынки классические деревянные фигурки румяных девушек, то модельеры прорекламируют новые модные валенки, то на Масленицу изготовят большой сувенирный самовар, то вдруг выходят на сцену музыканты и играют на балалайках так, что захватывает дух. И каждый раз в душе появляется что-то щемящее и ностальгическое – то, что связывает нас невидимыми нитями с многими поколениями наших предков.

Общеизвестно, что балалайка представляет собой народный трёхструнный щипковый инструмент. Массовое распространение она получила где-то с конца XVII века. До конца XIX века каждый исполнитель настраивал балалайку по своему усмотрению, и лишь после её превращения в концертный инструмент Василий Андреев ввёл классическую настройку (две струны в унисон нота «ми» и одна – на кварту выше нота «ля»). В. Андреев также обеспечил инструменту современный вид. Известный  мастер Ф. Пасербский изготовил целое семейство балалаек – самая маленькая (пикколо), прима, альт, тенор, бас и самая большая (контрабас). Эти балалайки стали основой русского народного оркестра. Позднее мастер даже оформил патент на свои балалайки как на изобретение в Германии.

Игрой первого ансамбля балалаек В. Андреева восхищались композиторы «Могучей кучки», Лев Толстой, Фёдор Шаляпин. Из сугубо народного инструмента русская балалайка благодаря Василию Андрееву приобрела определённую элитарность, престижность и даже аристократичность. Теперь мастера, которые раньше стеснялись того, что они делают балалайки, с гордостью вырезали на новых инструментах свои имена и фамильные вензеля. Балалайка стала концертным инструментом, на ней начали играть классические произведения.

До сих пор игре на балалайке обучаются в России, Белоруссии, Украине и Казахстане. Балалайки активно используются в концертной деятельности вместе с другими инструментами. Но в белорусском Витебске, фестивальной столице «Славянского базара», пошли ещё дальше – вот уже четыре десятилетия в городе на Двине, переняв эстафету великого виртуоза русской балалайки Василия Андреева, живёт насыщенной музыкальной жизнью единственный в мире октет балалаек – все самые разнообразные концертные номера исполняются исключительно на восьми балалайках. Руководит коллективом заслуженная артистка Белоруссии Тамара Александровна Шафранова.

Совсем маленькой девочкой она пришла заниматься в народный оркестр при витебском Доме пионеров. Коллективом тогда руководила талантливый педагог Г.С. Орлова, которая сразу же заметила одарённого ребёнка и помогла Тамаре подготовиться к поступлению в музыкальное училище. После училища Т. Шафранова окончила Белорусскую государственную консерваторию им. А.В. Луначарского. Ей повезло с педагогами. Тамара Александровна на всю жизнь запомнила слова доцента Н.В. Прошко, который любил повторять: «Если отдаваться любимому делу, то целиком, если играть, то профессионально!» Педагог старался привить своим ученикам любовь к балалайке, старательно учил малейшим штрихам и нюансам исполнения, причём делал это эмоционально и артистично. Т. Шафранова подмечала каждую деталь и вскоре уже выступала с первыми концертами, во время которых опытные музыканты отмечали присущую ей музыкальность и лёгкость исполнения трудных технических мест. Тамара мастерски исполняла «Пассакалию» Г. Генделя и вариации П. Куликова, «Пляску смерти» К. Сенсанса и вариации своего педагога Н. Прошко. Но особенно ей полюбились концертные обработки русских народных песен А. Шалова.

В 1962 г. заведующий кафедрой народных инструментов консерватории Г.И. Жихарев создал октет балалаек из педагогов музыкального училища и студентов консерватории. Участники октета использовали во время выступлений всю современную линейку балалаек – две балалайки-примы, балалайку-пикколо, балалайки кварту, секунду, бас и контрабас. К сожалению, коллектив просуществовал только три года.

Вернувшись в родной Витебск, Т.А. Шафранова решает создать такой же коллектив и у себя дома. В то время в городе было множество инструментальных коллективов, но октет балалаек был чем-то совсем новым и необычным. В 1973 г. Тамаре удалось набрать первый состав, когда она после окончания консерватории приехала работать в Витебское музыкальное училище. Кварта, пикколо, прима – редкие балалайки, которые не используются в традиционной концертной деятельности. Можно сказать – штучный товар, изготовляемый индивидуально мастерами. В этом смысле Шафрановой повезло, потому что в музыкальном училище оказался в наличии полный набор балалаек. Но помимо инструментов нужно было найти и музыкантов, которые, будучи серьёзными профессионалами, сделали бы осознанный выбор в пользу балалайки.

И такие люди нашлись среди выпускников Белорусской Академии музыки им. А.В. Луначарского и Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Состав получился исключительно женским: Людмила Стрижонок (кварта), Зинаида Исаченко (секунда), Анна Ковалева (альт), Людмила Чечухо (контрабас), Ольга Грядовкина (вторая прима), Надежда Сахно (бас) и, конечно же, сама Тамара Шафранова (первая прима).

Так всё начиналось…

Тамара Шафранова и её вновь созданный коллектив отнеслись к делу серьёзно. Много репетировали, сыгрывались. В итоге уже 1974 г. принёс коллективу первый серьёзный успех – звание лауреата и диплом второй степени Республиканского конкурса эстрады. Пьесы «При долинушке», «Не корите меня, не браните» А. Шалова, «Белорусская полька» А. Чуркина были на «ура» встречены зрителями. Помимо выступления в составе октета Тамара Шафранова выступила и сольно и также стала лауреатом.

Это был серьёзный и бесспорный успех практически только что созданного коллектива. Октет балалаек из Витебска получил право участвовать в 5-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.  Для такого конкурса нужно было подготовить что-нибудь особенное. Обязательным условием было исполнение произведения белорусского композитора. Шафранова решила играть «Юмореску» Е. Глебова. Но сложность была в том, что данное произведение было написано для балалайки соло и эстрадно-симфонического оркестра. Тамара переложила музыку для исполнения сугубо балалаечным составом. Даже люди, совершенно далёкие от музыки, понимают, что заменить оркестр, состоящий из множества инструментов, на одни лишь балалайки совсем непросто. Но в итоге смелая идея полностью себя оправдала. «Эта пьеса оказалась бомбой!» – вспоминает Тамара Александровна. Вплоть до настоящего времени «Юмореска» остается визитной карточкой витебских балалаечников и часто исполняется. А тогда, на Всесоюзном конкурсе, коллектив завоевал оглушительный успех, получив звание лауреата и диплом первой степени.

В 1975 г. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записями октета. После этого последовали записи на телевидении и радио. Начались многочисленные гастроли, поездки. Не менее памятным получился и следующий, 1976 г. В связи с победами на Всесоюзном и республиканском конкурсах артистов эстрады и большой зрительский успех коллектива, Тамаре Александровне Шафрановой было присвоено звание заслуженной артистки БССР.

Т.А. Шафранова. 1970-е годы

Это не вскружило голову руководителю октета, а наоборот стало важным стимулом к дальнейшему самосовершенствованию. «Это звание ко многому обязывает. Постоянно надо совершенствовать исполнительское мастерство, развивать технику игры на инструменте, работать над ансамблем, над звукоизвлечением. К каждому своему выступлению мы относимся с большой ответственностью. Всегда очень важно, чтобы слушатель по достоинству оценил работу коллектива. Поэтому во время концерта, конечно же, волнуюсь за музыкантов. Это знакомо каждому исполнителю, но когда чувствуешь хорошую реакцию зала, концерт идет на одном дыхании», – отмечает Тамара Александровна.

Гастрольная и концертная жизнь продолжалась. В самых разных городах и странах – в Белоруссии, России, Украине, Литве, Латвии, Молдавии, Польше и Германии. Запомнился тёплый приём зрителей в Польше – русская балалайка, которую хорошо знают поляки, зазвучала для них совсем по-новому. И уж тем более они не ожидали увидеть целый набор таких разных по размеру и звучанию балалаек. Всё это в сочетании с обаятельностью и грацией исполнительниц неизменно вызывало и вызывает у зрителей неподдельный восторг.

Во время зарубежных гастролей

И, откровенно говоря, я зрителей понимаю. Одно дело, когда балалаечники сидят в ряд и играют на одинаковых инструментах – это красиво и мелодично. Но когда на сцену выходят очаровательные исполнительницы с самыми разными балалайками, то зрители, впервые видящие эту картину, даже не сразу понимают, что в ансамбле, кроме балалаек, нет других инструментов. Представьте это – маленькая, вдвое меньше скрипки, балалайка-пикколо, дальше линейка разнообразных по звучанию и размеру балалаек и, наконец, большущая балалайка-бас, которую трудно даже держать в руках, и для неё в левом нижнем углу корпуса предусмотрен специальный металлический упор. И когда кажется, что большей балалайки уже и быть не может, появляется уже просто огромная балалайка-контрабас. А звучание! На концерте получается очень красиво и слаженно. Но не менее интересно слышать каждый инструмент в непосредственной от него близости. Готовя этот материал к печати, я посетил одну из репетиций октета и, сидя почти рядом с исполнительницами, не мог не обратить внимания как на манеру их игры, так и на само звучание инструментов. Находясь рядом и не будучи музыкантом, я тем не менее отчётливо слышал разницу в звучании различных балалаек и с интересом наблюдал, как даже на репетиции исполнительницы стараются сыграть артистично, раскрепощено и задорно – так, что хочется слушать и даже… танцевать.

Во всяком случае от притопывания ногами трудно удержаться. Не зря под балалайку традиционно плясали на Руси. Все балалайки различаются по тембру и диапазону звучания. Маленькая пикколо – очень звонкая и весёлая, большой бас звучит серьёзно и глубоко, но ещё глубже, извлекая самые низкие ноты, «басит» контрабас, обеспечивая вместе с басом фундамент концертного звучания. И при этом разливаются трели остальных балалаек – секунды, альта, тенора. А тон всему задают две одинаковые балалайки-примы. И здорово, и весело, и просто очень интересно.

Поэтому совсем неудивительно, что везде, где бывал октет балалаечников из  Витебска, их игру называли виртуозной. Так зачастую и говорят: «Настоящие виртуозы!» В результате почти спонтанно родилось нынешнее официальное название коллектива – «Витебские виртуозы». Сейчас, спустя годы, из того первого состава осталась только одна исполнительница – Людмила Романова. Но Тамара Александровна Шафранова всегда с теплотой говорит о тех, кто стоял у самых истоков и создавал «Витебским виртуозам» заслуженную славу: Людмиле Стрижонок, Зинаиде Сухвал, Анне Ковалёвой и Надежде Сахно. «Их работа в октете открыла много интересных и незабываемых страниц в нашей жизни», – вспоминает она.

«Витебские виртуозы» стали настолько популярными, что их стали звать в Минск. В те годы, когда ещё не было и речи о «Славянском базаре», Витебск в музыкальном и бытовом отношении был типичным провинциальным городом. В этом смысле Минск мог дать куда большие жизненные перспективы. Но Т.А. Шафранова вместе со своими исполнительницами приняла непростое решение остаться в Витебске.

С тех пор прошло почти сорок лет. Почти половину этого срока «Витебские виртуозы», вопреки мнению многих, успешно прожили при Витебском музыкальном училище, а с 1988 г. стали первым творческим коллективом тогда же созданной Витебской областной филармонии.

«Витебские виртуозы» на своих инструментах исполняют музыку различных стилей и направлений. Это и пьесы камерного жанра, и джазовые композиции, и народные обработки, и оригинальные пьесы для балалайки. Партитур для такого состава нет, поэтому все аранжировки и оркестровые произведения приходится делать самостоятельно. «Мне всегда хотелось, чтобы октет звучал как оркестр: многозвучно, темброво, разнообразно, гибко. Это и является отличительной чертой звучания именно нашего коллектива. Октет придерживается и современных тенденций. Стали активно использовать различные ударные и шумовые инструменты, продолжая поиски в области звучания. Например, печатная машинка, свисток, хлопушка, заводные часы, примененные в партитурах, позволяют создать многоликий образ нашего непростого времени. Коллектив не боится экспериментировать», – говорит Тамара Шафранова.

Первая балалайка-прима Людмила Щербина

Наверное, это и обеспечило долгую жизнь знаменитому коллективу, который наряду с куда более именитыми «Сябрами» и «Песнярами» сохранился ещё с того, советского, времени.

В 2008 г. октет получил вторую премию на I Международном конкурсе имени Астора Пьяццолы (известного аргентинского композитора, короля танго) в Барнауле. Наряду с «Витебскими виртуозами» в конкурсе принимали участие известные российские коллективы, а русской балалайке пришлось соревноваться в звучании с классическими музыкальными инструментами, играть непривычную и сложную для балалаек музыку. Жена великого аргентинца Лаура Пьяццола искренне удивилась после игры октета: «Я знаю, что музыку Астора можно исполнять на разных инструментах, но чтобы на балалайке!» После участия в этом конкурсе «Витебских виртуозов» пригласили в Италию.

Сегодня один из ведущих коллективов Витебской областной филармонии – желанный гость на концертных площадках Беларуси и других стран. «Витебские виртуозы»  могут играть разную музыку: белорусскую, русскую, испанскую, итальянскую, народную, современную, классическую, аккомпанировать оперным певцам. Кажется, какие могут быть возможности у простой балалайки, имеющей всего три струны? Но в руках виртуозов она обретает такой диапазон и такое звучание, что невольно попадаешь под очарование этого музыкального инструмента и становишься его вечным поклонником. Традиции знаменитого октета балалаек успешно продолжает нынешний состав «Витебских виртуозов»: Людмила Щербина, Людмила Лаврикова, Людмила Романова, Галина Назаренко, Оксана Шурикова, Оксана Волынец, Ольга Сапок, Татьяна Карпусенко.

Т.А. Шафранова и современный состав «Витебских виртуозов»

Сама Тамара Александровна оставила игру в октете, сосредоточившись в последнее время непосредственно на работе художественного руководителя и педагогической деятельности, много внимания уделяет обработкам всех исполняемых композиций, зачастую весьма сложных. Так, 30 ноября 2010 г. в Минске на IV Республиканском фестивале, посвящённом 95-летию со дня рождения Г. Жихарева, в заключительном концерте октет балалаек выступил с сольной программой, исполнив самые разнообразные произведения: И. Лученка, Н. Прошко – «Мой родны кут», И. Фролова – «Испанская фантазия», А. Пьяццола – «Крутой танцор и циклическая ночь», Ж. Коста – «Оживите листья», Е. Дербенко – «Карнавал», Л. Андерсона – «Скок-поскок» и другие.

В феврале 2011 г. «Витебские виртуозы» приняли участие в VIII Международном фестивале «Созвездие мастеров», который ежегодно собирает музыкантов и мастеров России, СНГ, дальнего зарубежья. Этот фестиваль и конкурс, проводимые Валерием Гребенниковым, является сейчас единственной и уникальной формой демонстрации состояния всего народно-инструментального жанра, начиная от качества инструментария и заканчивая новыми достижениями в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве, нотоиздании и достижениями педагогических школ в регионах.

…В России и других странах есть балалаечные коллективы. Но витебский октет из восьми балалаек, объединивший всё современное балалаечное «семейство», – единственный в мире. Благодаря таким энтузиастам и мастерам русская трёхструнная балалайка продолжает жить и в XXI веке, остаётся современной и востребованной.

Автор приносит особую благодарность Олесе Пунченко, чьи материалы об истории октета балалаек «Витебские виртуозы» были использованы при подготовке данного материала.

Источник: http://rusedin.ru/2012/05/12/russkaya-balalajka-sovremenna-i-v-xxi-veke/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Подписка RSS

RSS Новости
Twitter

Поддержка

Отзывы
Каталог TUT.BY Яндекс цитирования Rambler's Top100 Rating All.BY